Психология

Как кормить ребенка, чтобы в будущем у него не было расстройств пищевого поведения?

Getty images ДарьяФранковская детский психолог частная практика Вконтакте

Во-первых, наши дети, это первое поколение, а в лучшем случае, второе, которое в детстве сталкивается с таким огромным выбором еды. Мы же ели то, что дают и когда дают. Нас не учили есть, ориентируясь на собственные чувства голода и сытости и вкусовые предпочтения. У многих взрослых нет доверия к собственному телу, отсюда вытекает знание, что ребенок сам выбрать тоже не сможет.

Во-вторых, еда имеет не только физиологическое значение как набор необходимых организму белков, жиров, углеводов, но и символическое.

Когда ребенок только родился, он действительно не знает, что такое голод, – это физическое ощущение вызывает у него сильную тревогу в сознании, потому что оно не знакомо ему, он начинает фактически кричать «Мама, спасай, со мной что-то не так!». Как только молоко поступает в рот, чувство голода уменьшается и ребенок успокаивается. Формируется связь еда=внимание, любовь, защита и успокоение тревоги.

Отношения с едой могут начать заменять отношения с близкими людьми, если кормление так и остается единственным способом получения внимания, любви и успокоения.

С взрослением ребенка, с еды нужно убирать символическое значение, но нередко она обрастает новыми:

  1. Еда может стать поощрением или наказанием.
  2. Ребенок может использовать нежелательную для родителей еду, как способ донести свои чувства не словами, а через погружение родителя в точно такое же переживание. Работает это примерно следующим образом: ребенок зол и он знает, что ему запрещена кола, если он ее выпьет, мама будет очень зла, она поймет, что я чувствую – это очень примитивный детский механизм.
  3. Для родителей, то что их ребенок ест здоровую пищу, может стать символом того, что они хорошие родители.

Если у еды остается только символическое значение, даже если это исключительно «здоровая» еда, она точно так же как запрещенные вещества или алкоголь, забирает себе контроль над поведением человека и эмоциональным состоянием, формируя расстройство пищевого поведения (РПП).

Для снижения символического значения еды важно:

  • Научить ребенка говорить о собственных чувствах, выстраивать отношения с людьми. Учить успокаиваться, просить помощь и поддержку. Проявлять любовь и получать любовь. Находиться в одиночестве.
  • Не принуждать. Не стоит делить пищу на запрещенную и разрешенную, чтобы у ребенка не было возможности при помощи еды манипулировать твоими эмоциями.
  • Обрати внимание на собственную тревогу, связанную с питанием ребенка. Часто именно тревога провоцирует внутри нас желание контролировать, решать за ребенка, что ему есть, однако таким образом мы только учим игнорировать его сигналы собственного тела: чувство голода, сытости, жажды.
  • Еда не должна быть поощрением или наказанием. Еда должна быть, в первую очередь, просто едой.

Наше тело обладает собственной мудростью, позволяющей безошибочно выбирать ему пищу, наиболее подходящую ему в данный момент, соответствующую его потребностям. Важно научить ребенка слышать, распознавать и доверять сигналам собственного тела.

Начиная с рождения, тогда когда ребенок плачет из-за голода, важно не только его покормить, но и объяснить причину его тревоги – «Ты голоден, тебе страшно, ты расстроен, я тебя сейчас покормлю». Со временем ребенок понимает, что голод, это не смертельно и учится его выдерживать.

Ребенок любопытен, мир он постигает через игру, опыты и эксперименты. Ему интересно, каков на вкус этот мир. Для ребенка новый продукт – это способ узнать не только что-то о мире, но и о себе. Если ребенок попробовал что-то новое, стоит проявить любопытство. Можно спросить, например, как он себя чувствовал после того, как съел этот продукт? Какие ощущения во рту? В животе? Как это повлияло на его передвижение? Какие эмоции вызывает? От чего кроме еды он еще получает похожие эмоции? Стоит поделиться, что ты чувствуешь, когда ешь этот продукт и расскажи, почему предпочитаешь его есть или не есть.

Вовлекай ребенка в процесс выбора продуктов в магазине и приготовления еды. Пусть он складывает продукты в корзинку. Спрашивай, как он делает выбор.  

Иногда дети выбирают по красивой упаковке и тут можно обратить внимание, что ребенок будет есть не упаковку.

Играйте вместе, проводите «научные» исследования. Например, через какое время он вновь хочет пить, если выпил: чай, сок, обычную воду.

Семейные приемы пищи способствуют передаче пищевых привычек детям и хорошим семейным отношениям. Дети делают то, что мы делаем, а не то, что мы им говорим.

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»