Психология

Как критика может разрушить жизнь человека: показательные итоги эксперимента Уэнделла Джонсона

Фото: Getty Images

Шестерым детям, которые приняли в нем участие, это исследование разрушило жизнь — а ведь они лишь несколько раз в месяц говорили с ассистенткой ученого.

Мальчик, который заикался

Уэнделл Джонсон поступил в Айовский университет, где находился самый известный центр исследований дефектов речи, не просто так — юноша мечтал спасти всех детей, которые заикались. У самого Уэнделла эта проблема появилась в пять лет, и с тех пор он постоянно сталкивался с насмешками.

В 30-х годах считалось, что проблемы с речью связаны либо с генетикой, либо с физиологическими особенностями человека. Джонсон был революционером — он полагал, что заикание — выученное поведение. У него были на то причины: сам Уэнделл стал заикаться, когда о «дефекте» ребенка начал твердить учитель.

Джонсон видел в своей теории выученного поведения надежду для всех, кто с трудом говорил: ведь если человека просто научили «глотать слова», то процесс можно обернуть вспять — это ведь не генетические особенности, которая даются раз и навсегда.

Чудовищный эксперимент Уэнделла Джонсона

Для эксперимента Джонсон выбрал 22 детей из приюта, 10 из которых заикались, 12 не имели никаких нарушений речи. Всех воспитанников разбили на две группы — в каждую входило пять заикающихся ребят и шесть «нормальных». С каждым ребенком ассистентка Джонсона Мэри Тюдор беседовала несколько раз в месяц в течение 45 минут: испытуемым сообщили, что девушка — логопед, которая будет учить их правильно говорить.

Детям из группы «А» Мэри твердила, что у них всё в порядке. Тем, кто заикался, она говорила, что это лишь временное явление, которое они перерастут, и хвалила за каждый успех, которого они добивались на занятии с «логопедом».

К тем, кто попал в группу «В», отношение было иное: Тюдор постоянно подчеркивала, что они неверно произносят слова, и обвиняла мальчиков и девочек в том, что те плохо стараются и сами не желают делать всё правильно.

Эксперимент длился около полугода, и результаты неприятно удивили Уэнделла: ни один ребенок из группы «А» не начал говорить лучше. А вот в группе «В» дети, которые до этого не имели никаких проблем с речью, превратились в заик с нервным тиком, которые боялись открыть рот в прямом смысле слова — например, двенадцатилетняя Мэри Корласке почти перестала общаться даже со своей лучшей подругой.

Как ты считаешь, критика приносит больше… …вреда …пользы

Спустя много лет уже выросшие испытуемые узнали, что на них ставили эксперимент. Шестеро обратились в суд за компенсацией и получили ее. Одна из женщин, Кэтрин Мичем, рассказала через адвоката, что всю жизнь после «занятий с логопедом» чувствовала себе уродом и до сих пор не говорит ни с кем, кроме членов своей семьи и нескольких знакомых из церкви.

Итоги исследования Уэнделла Джонсона до сих пор учитываются в разработке методик исправления дефектов речи. Однако знать об итогах эксперимента стоит не только ученым и медикам, но и всем нам — надо помнить, что постоянная критика скорее создаст проблемы, чем сделает ребенка лучше.

Источник

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»